Рескриптинг при ОКР

Экспозиция и предотвращение ритуалов является на сегодняшний доказанно самой эффективной тактикой лечения навязчивостей. однако для меня, как для терапевта, регулярно работающего с тяжёлым ОКР, пожалуй наиболее значимым достижением в лечебной психологии за последние пару десятилетий является открытие техники, способной повлиять непосредственно на глубинные причины страданий наших пациентов. Хотя к ОКР существует значительная врожденная предрасположенность, болезнь появляется только в том случае, когда на эту генетическую уязвимость накладывается негативное влияние пройденных в детстве стрессовых воздействий.

Николай, 24 года. С подросткового возраста испытывает навязчивые сомнения в том, проявил ли он достаточно внимательности в вопросах безопасности своих близких и сохранности своего имущества. Десятки раз в день погружается в пугающие образы о том, что супруга или ребенок могут получить удар током от бытовой техники, которую он мог «неправильно выключить»; представляет, что в квартиру в его отсутствие проникают воры из-за того, что он не закрыл входную дверь «как следует». В процессе психотерапии мы постепенно выяснили, что сверхответственность, которую Николай считал своей чертой характера и которая заставляла его прикладывать очень много усилий, чтобы не быть «растяпой»,- эта сверхответственность в действительности была воспитана в нём отцом. На вопрос о том, при каких обстоятельствах он впервые испытал сильные переживания в связи с опасением оказаться «растяпой», Николай рассказал, что отец систематически проявлял необоснованную критичность и требовательность к нему с ранних лет. Когда я попросил его закрыть глаза и вспомнить одну из подобных ситуаций, Николай описал мне эпизод из начальной школы, в котором отец стоит над ним, жестоко и холодно отчитывая за неполитые домашние растения: «Я не принимаю твои извинения! Ты обязан быть внимательным, иначе ты будешь никем!» Эти слова отца стали для Николая глубинным убеждением.

Роль глубинных убеждений

Негативные убеждения о себе закрепляются из-за того, что в травматичных ситуациях раннего возраста у человека нет возможности защититься от нападок со стороны авторитетной фигуры. Будучи детьми, мы как губки впитываем всё, что нам говорят взрослые, и их слова становятся для нас неоспоримой правдой. Гнетущие ощущения от этих убеждений так сильны, что психика пытается создать от них защиту любым возможным способом.

Для Николая такой защитой стали многократные компульсивные перепроверки своих действий. Его ум как бы диктовал ему: Ты растяпа и ничтожество, но у тебя есть шанс реабилитироваться, если ты будешь внимателен на 200%.

От подобной защиты очень сложно отказаться, поскольку в её отсутствии человеку придётся иметь дело с тяжёлыми самообвинениями. Здесь нам и приходит на помощь рескриптинг.

Содержание работы с воображением

Рескриптинг — это изменение травматичной ситуации в воображении. Психотерапевт возвращается с клиентом в травматичную ситуацию, даёт ему поддержку, защиту от критики и внушает чувство безопасности. Похоже на старый добрый гипноз? Отчасти да 😉 И хотя мы не можем поменять прошлого, мы способны изменить отношение к нему, и тем самым заместить отягощающие убеждения более помогающими.

Я вновь попросил Николая вернуться в воображении в тот эпизод из детства, но на этот раз рядом с маленьким Колей мы поместили взрослого Николая, который встал на сторону ребенка и смог ответить отцу: «Ты не имеешь права проявлять ко мне такую жестокость. Со мной всё в порядке, и я не обязан нести ответственность за всё что происходит вокруг меня! Ничего с твоими цветами не случится. А я заслуживаю того, чтобы чувствовать себя легко и свободно, даже если я бываю в чём-то невнимателен».

Эффективность рескриптинга

В метаанализе 19 исследований рескриптинга Morina, Lancee и Arntz (2017) пришли к выводу, что в среднем 4-5 сессий, посвященных этой процедуре, снизили у пациентов выраженность таких проблем как: социальная тревога, фобии, депрессия, ПТСР, нервная булимия и ночные кошмары. В другом исследовании Veale работал с пациентами с ОКР, в лечении которых экспозиция и предотвращение ритуалов оказались недостаточно эффективны. Всего лишь один сеанс рескриптинга снизил тяжесть симптомов у 7 из 12 человек. У двоих пациентов спустя три месяца последующего наблюдения степень эффекта была настолько высокой, что их состояние было расценено как ремиссия.

Все свежие научные данные по лечению ОКР и тревожных расстройств — теперь в моём телеграм-канале: https://t.me/OcdAndAnxiety

Добавить комментарий